Аттестация рабочих мест в 2015 году: частые вопросы

29.01.2015

Напоминание о том, кто должен проходить спецоценку, и чем чревато ее непроведение

Как напоминают эксперты справочно-правового веб-сервиса «Норматив», год назад, 01.01.2014 года, вступил в силу , согласно которому на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели.

Согласно ч. 6 ст. 27 Закона, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации.

Что такое спецоценка и как ее проводить?

В Законе № 426-ФЗ указано, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия или отсутствия вышеперечисленных факторов.

Прежде не было ясности, нужно ли подвергать аттестации рабочие места офисных сотрудников. Теперь никаких разногласий нет и исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

  • идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Исследования и измерения фактических значений вредных или/и опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований и измерений могут быть использованы результаты, полученные аккредитованной испытательной лабораторией не ранее, чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

При проведении исследований и измерений должны применяться утвержденные и аттестованные методы, методики и средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Какова ответственность за игнорирование проведения спецоценки?

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью . Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Кто может не проходить спецоценку?

Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Однако дистанционные работники могут быть заняты на работах, в отношении которых установлено требование о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров.

В таком случае, данные о количестве надомников и дистанционных работников, которые заняты на работах, поименованных в Перечне согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, необходимо отражать в таблице 10 разд.2 формы-4 ФСС (Письмо ФСС РФ от 24.04.2014 N 17-03-14/05-4188).

Требования о направлении в адрес ФСС каких-либо писем о том, что вам нет необходимости проводить оценку условий труда, законодательно не установлено.

Интересуют вопросы формирования тарифов пенсионного страхования с учетом тарифов страховых взносов и персонифицированного учета и специальной оценки условий труда? .