ГлавнаяЭкстернВозможностиЦеныАкцииПодключитьсяВиды отчетностиКонтактыВсе сервисы Заказать звонок
+7 (495) 225-81-18
8 (800) 333-15-78

СКБ Контур подвел итоги декларационной кампании по НДС

10.06.15

Завершилась первая отчетная кампания по НДС, прошедшая по новым правилам. Вместе с основной частью декларации плательщики НДС впервые представили в электронном виде сведения из книг покупок и книг продаж.

Объем переданных данных

Данные из книг покупок и книг продаж серьезно «утяжелили» декларацию по НДС. Если «старый» отчет «весил» около 5 Кб, то декларация по НДС 2015 года — в среднем 300 Кб.

Чтобы передавать такие объемы данных, потребовалась серьезная доработка системы как на стороне операторов, так и на стороне ФНС. С конца 2014 года разработчики наращивали серверные мощности и делали все необходимое, чтобы обеспечить отказоустойчивость систем в условиях высоких нагрузок.

Вместе с тем прогнозы относительно общего объема данных, которые должны пройти через серверы операторов, не оправдались. Возможно, сказалось то, что крупнейшие налогоплательщики, как рекомендовала ФНС, отразили сделки с физическими лицами в книге продаж одной строкой. В результате максимальный объем декларации составил около 6 Гб против ожидаемых 35 Гб. Как и предполагалось, самые значительные объемы дал ритейл, фармацевтическая отрасль и телекомы. СКБ Контур тоже попал в ТОП-50 по размерам декларации, заняв 37-е место.

Количество отчитавшихся

Количество деклараций, переданных через систему Контур.Экстерн, осталось на уровне прошлого года, однако состав отчитавшихся организаций изменился. Часть налогоплательщиков перешла на спецрежимы. В то же время добавились компании, которые раньше представляли налоговую отчетность на бумаге.

«По всей видимости, миграция налогоплательщиков вызвана, с одной стороны, тем, как осложнился процесс декларирования НДС с 2015 года, а с другой — ужесточением санкций за представление декларации по НДС на бумаге», — комментирует Светлана Стрельникова, эксперт компании СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами.

Отказы в приеме

Общее количество отказов на отправленные декларации примерно вдвое превысило предыдущий период и составило 2,5 %. Как показало исследование, в большинстве случаев отказы вызваны индивидуальными ошибками налогоплательщиков, не предусмотренными контролем «на выходе». Крупные компании отчитались с первого раза.

«С учетом того что порядок декларирования НДС в 2015 году существенно изменился, а среди сдающих отчетность через интернет появилось много «новичков», процент отказов не высок», — отмечает Светлана Стрельникова.

Сложности и популярные вопросы

Массовых проблем, которые бы помешали компаниям представить отчетность в срок, не было. Вместе с тем серьезные изменения в порядке декларирования НДС вынудили многих абонентов обратиться в техподдержку.

Так, в топе технических вопросов — загрузка декларации с приложениями и заполнение самих приложений. В частности, пользователи задавали вопросы по кодам операций, спрашивали, как отразить операцию без НДС и пр. Неплательщики НДС интересовались, как отправить журнал учета счетов-фактур. Из методологических самым популярным стал вопрос о том, что делать, если у продавца или покупателя нет российских ИНН/КПП или ИНН физического лица.

Как отметила Светлана Стрельникова, вопросов было много, но в целом они были конкретные, предметные. Подавляющее большинство бухгалтеров четко представляли себе, как именно изменился порядок отчетности, какие данные нужно представить и что с ними дальше будет происходить.

«Сыграла свою роль разъяснительная работа, которой ФНС и операторы занимались в течение последнего года, — добавил спикер. – Только силами наших экспертов было проведено более 60 бесплатных семинаров и вебинаров для налогоплательщиков разных регионов страны, причем мы не только рассказывали о нововведениях в законодательстве, но и давали практические рекомендации, как к ним подготовиться».

Приложения в xml-формате

Готовясь к декларационной кампании, операторы проанализировали проблемы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков. Выяснилось, что для многих компаний «узкое» место — выгрузка из учетной системы данных книг покупок и продаж и преобразование этих данных в утвержденный ФНС -формат. Многие операторы предпочли в этой ситуации подстраховать пользователей и предложили вспомогательные сервисы — конвертеры.

Так, СКБ Контур выпустил два решения: один — для малых и средних компаний с книгами объемом до 500 000 строк, второй — для крупнейших налогоплательщиков и организаций, которые ведут книги в формате, отличном от общепринятого. Помимо преобразования различных типов файлов (Excel, Txt и т.д.) в xml формат, эти сервисы выполняют множество других функций — например, объединяют данные при ведении нескольких книг филиальными структурами.

Итоги сверки данных с контрагентами

Данные о счетах-фактурах, которые налогоплательщики представляют в составе деклараций по НДС, будут проходить перекрестную сверку. Если контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, компания получит требование о представлении пояснений.

Это побудило налогоплательщиков до отправки декларации по НДС соотнести свои данные с контрагентами. Компания СКБ Контур предложила компаниям для этой цели сервис Контур.Сверка.

Всего за первый квартал в Контур.Сверку было загружено более 70 тыс. книг покупок и книг продаж. Активность в сервисе проявили более 200 тыс. организаций — это и платные пользователи Контур.Сверки, и те контрагенты, которых они пригласили.

«Наши предположения относительно самых массовых ошибок и расхождений оказались верны. Более 80% ошибок, выявленных Сверкой, приходится на ИНН контрагентов, номера документов, даты, суммы и коды операций, — отмечает Светлана Стрельникова. – Это повод в следующем квартале отнестись к этим параметрам особенно внимательно — например, лишний раз перепроверить благонадежность контрагента перед тем, как завести его в учетную систему».

По мнению эксперта, активное обращение налогоплательщиков к Контур.Сверке свидетельствует о том, что они оценили риски и предпочли исключить все расхождения и технические ошибки до отправки декларации. Вместе с тем наибольшая активность в сервисе наблюдалась в последние недели перед сдачей отчетности, а это значит, что большинство пользователей начали сверяться с контрагентами лишь по окончании квартала.

«Устранение разногласий требует времени. Оставлять эту работу на последний момент неосмотрительно. Оптимальный вариант — регулярно подгружать в сервис счета-фактуры по закрытым сделкам. В Контур.Сверке такая возможность есть, — советует Светлана Стрельникова. – Пока такой сценарий работы непривычен, но это самый надежный способ соблюсти все требования налоговых органов и вовремя получить вычет».

Все продукты Контур